Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя finn: finn.www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 28764 зарегистрирован в 2005 году

finn

популярность:
2558 место +5↑
рейтинг 4073 +10↑ ?
Привилегированный пользователь 9 уровня
Портрет заполнен на 60%

    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 10

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
Блог   >  

Закрытие водного сезона - 2011: Ла...

  09.11.2011 в 21:27   382  

Закрытие водного сезона - 2011: Лапшанга 2011-11-04 - 2011-11-06

Общий километраж: 45 км
Старт: 04.11.2011 г. 13.30 пос. Северный
Финиш: 06.11.2011 г. 14.30 дер. Бродовое
GPS track: www.nn.ru/data/forum/images/..._-_brodovoe-.ra
Вступление:
Честно говоря, изначально поход не планировался как закрытие сезона, ибо в это время обычно еще льда на нижегородских речках нет, хотя снег иногда наблюдается. Стояла цель сходить в трехдневном формате какую-либо нескучную малопосещаемую речку, где еще мы не были, прокатиться километров 100, заиметь в коллекцию меженный GPS-трэк, поупражняться в прохождении завалов, потестить кое-какую снарягу, да и просто отдохнуть.

Выбор был между Люндой (от Владимирского), Ваей (от трассы Шахунья-Яранск) и Лапшангой (от Северного). Все три реки ходят преимущественно по большой воде, с апреля по июнь. Впрочем, Ваю в прошлом году форумские водники ходили на ноябрьские, и вполне успешно. Правда, тогда был хороший дождевой паводок. Была робкая надежда, что и в этом году водички поднальет, но морально были готовы к сплаву при любой воде. Поэтому определяющим фактором стала заброска и выброска. Поскольку набрать большую группу желающих на холодный ноябрьский сплав изначально представлялось маловероятным, то помимо газельной заброски нужен был и общественный транспорт. Лапшанга в этом плане выгодно отличалась от Люнды с Ваей, поскольку года два назад был пущен паровоз от Сухобезводного прямо до Северного, и расписание оного паровоза было впоне удачным, что позволяло без особых проблем заброситься с вечера и начать сплав ранним утром.

Таким образом, выбор остановился на Лапшанге. На форуме была заведена тема с описанием газельной заброски до поляны ниже Каливца и возможностью полуматрасно сплавиться до любой нижележащей точки выброски, но, как и ожидалось, желающих набралось лишь на один дополнительный экипаж, поэтому решено было забрасываться паровозом и идти полу-спортивно от Северного до Ветлужской. Участники - наш смешанный экипаж на Т-2 и мужской на Щуке-3 (под чутким капитанством Юры Шишкина). Уровень воды был неутешительным - даже меньше летней межени, прогноз погоды - два дня пасмурного неба и дождей, и солнышко с легким морозцем (-6 градусов) и северным ветром 6 м/с на третий. На всякий случай советую участникам взять побольше теплой одежды, и морально подготовиться к холодному ночному сплаву. Но несмотря на живописуемые мной перспективы, все трое имеют боевой настрой и готовы к любым испытаниям, что не может не радовать.

Описание похода:
К сожалению, по причине аццких пробок на съездах и мостах города, не все участники успевают вечером четверга на шестичасовую шахунскую элку, которая нам нужна, поэтому заброску приходится перенести на утро пятницы, благо, билеты на кировский экспресс еще оставались.

Пятница, 4 ноября. Последний день осени.
И вот, в 11 часов дня мы стоим на берегу Лапшанги в районе о.п. 55-й километр, наслаждаемся ярким солнцем, безоблачным небом и красивым пейзажем. Гадаем, успеем ли добраться за сегодня до Тимарихи. Стапелимся, перекусываем, стартуем (мы в час, Щука - несколько раньше) и практически сразу же после Северного сталкиваемся с первыми завалами. Надо признать, их довольно много и они малоприятные - с большим количеством суковатых топляков и техногенного мусора (а оба берега реки почти отвесно крутые и высокие на всем протяжении, что сильно затрудняет обнос таймешки) - и на байде не протиснешься, и разбирать - долго, а времени нет. Где-то обносимся, где-то частично разбираем и идем напролом. Щука, как правило, предпочитает первый вариант (и быстро уходит вперед), мы же - второй (и пытаемся затем ее догнать). Погода весь день радует - светит солнышко, ветра почти нет, температура воздуха - минус один-два градуса. К наступлению темноты пройдено всего лишь 11 километров русла и в неравном бою побеждено десятка три завалов. Однако, борьба с ними не дается легко - Щука расплачивается отломанной лопастью весла и дважды искупавшимся матросом Лёней (в первый раз промочившим основной комплект одежды, во второй - запасной), на Таймешке, видимо, где-то продрали шкуру - в байде наблюдается вода в подозрительно большом количестве. К половине седьмого, после часового ночного сплава, достигаем поляны ниже Каливца, от которой предполагалось стартовать в газельном варианте, и решаем ставить лагерь - начинает холодать, и здоровьем Лёни рисковать не хочется. В этот момент на нас обрушивается настоящая пурга - поляну на глазах заносит снегом. Затем отправляемся в ближайший лес на поиск дров и через какое-то время разводим костер для просушки вещей Лёни и для праздничных посиделок. Промокший и озябший Лёня практически сразу, не дожидаясь костра, скрывается в палатке и засыпает, остальные в течение последующих нескольких часов сидят у огня, поедая праздничный ужин (рис с жареной курицей, салатом и клюквенной настойкой), беседуя за жизнь и совершенно тщетно пытаясь просушить одежду Лёни (джинсы, свитер, куртку, кожаные ботинки и т.д.) под густо валящим снегом. Время летит незаметно, засиживаемся допоздна и спать уходим лишь пол-двенадцатого. Первый день сплава завершен.

Суббота, 5 ноября. Новый день - новые жертвы :)
Решено не устраивать ранний подъем, поскольку накануне похода поспать толком никому не удалось, и нужно было восстановить силы перед дальнейшим рывком. Встали около 8 часов. После холодной ночи глаз радует восходящее солнце, подсвечивающие высокие колосья, частично заснеженное поле, чистое небо, свежий морозный воздух. Температура -7 градусов, ветра почти нет.
Разводим костер, готовим завтрак. Дрова все кончились еще вечером, поэтому приходится несколько раз прогуляться за ними в лесок. Продолжаем попытки просушить одежду Лени, оставленную ночью у костра и оттого окончательно задубевшую. Попытки не имеют успеха, даже несмотря на полное отсутствие атмосферных осадков, и в конце концов заканчиваются прожиганием в оной одежде нескольких дыр. Сам хозяин одежды, чувствуется, замечательно отдохнул, бодро суетится вокруг костра и готов к новым свершениям. Порча одежды его, похоже, ничуть не опечалила. Кстати, до сих пор не знаю, во что же он был одет, если своей одежды сухой не осталось. Возможно, позаимствовал что-то из гардероба Юры :) Сам Юра тем временем чинит весло, приматывая лопасть к деревянному "протезу". Надо признать, получилось в конечном счете весьма недурственно. Теперь поломки второй лопасти можно уже не бояться :)
Наконец, поели, накипятили кипятку в термосы и свернули лагерь, выйдя на воду лишь в районе полудня. Очень хочется надеяться, что до Тимарихи дойдем часа за три, но завалы продолжают встречаться с удручающей частотой и обносы по крутым берегам занимают изрядно времени (впрочем, таких обносов было всего два, в том числе один на мосту перед Тимарихой). Дальше вроде русло стало почище и появилась надежда, что наконец-то получится взять хороший ходовой темп и пройти еще километров 20-25 до конца дня. До Тимарихи действительно доходим без проблем (уже на закате), там прыгаем через дощатый пешеходный мостик и гоним дальше, километра два греблось неплохо, а потом снова пошли завалы, и за последующие пару часов ночного сплава продвинуться удается лишь до того места, где на карте нарисован первый мост после Тимарихи (в реальности мы его не обнаружили).

Очередная победа над завалами потребовала очередных жертв - на Щуке снова сломано весло! На этот раз нервы не выдержали у цевья, и оно решило сломаться пополам :) На Т-2 тоже боевые потери - сломано два шпангоута, а воды плещется просто-таки неимоверное количество, что сильно осложняет втаскивание байды на крутые обледеневшие берега и снижает прыгучесть через бревна. Несмотря на радовавшие с самого утра хорошую погоду и солнце, весь день приходится бороться не только с завалами, но и с холодом. Температура воздуха минус семь - минус восемь градусов, а с наступлением темноты стало холодать еще сильнее, в связи с чем решено около восьми часов вечера закончить сплав перед очередным мега-завалом, вылезти на крутой лесистый берег и развести поскорее огонь.

В окружающем еловом лесу была отыскана изумительная полянка с великим множеством сушняка, и вот уже через несколько минут под звездным небом радостно полыхает пионерский костер, а все участники команды, по-быстрому перетащив вещи, с удобством размещаются вокруг него, сушат одежду и в радостном превкушении скорого ужина (гречка со свиной и говяжей тушенкой) сочиняют очередные тосты под остатки клюквенной и прочие крепкоградусные напитки.
Тем временем, радость от встречи с жарким огнем перевешивает осторожность и притупляет нашу бдительность, а потому процесс прожигания одежды перерастает в традицию - в этот раз на алтарь духов Лапшанги были принесены пуховка, мембранные штаны и резиновые сапоги от каждого из участников похода. Я же каким-то непостижимым образом и второй вечер подряд умудрился сохранить всю свою одежду целой, что и радует, и тревожит одновременно.
У костра решено долго не задерживаться, а назавтра намечен ранний подъем, о чем всех громко предупреждаю и ставлю будильник на пол-шестого. Второй день сплава окончен. Пройдено двадцать километров.

Воскресенье, 6 ноября. Что день грядущий нам готовит?...
Очередная холодная ночь. И хотя спалось в целом неплохо, но проснувшись и выбравшись из спальника, вдруг осознаю, что мороз какой-то уже совсем недеццкий. Как позже выяснилось, на дворе было минус 14! Выбравшись из палатки, окончательно убеждаюсь в том, что сегодня у нас есть хороший шанс увидеть кое-где на реке ледок. Дрова горят нехотя, завтрак готов лишь через час, еще полчаса уходят на то, чтобы всех дозваться к столу. Завтракаем, весело болтаем, обсуждаем дальнейшие планы, с которыми уже совсем ничего не понятно. Ясно одно - грести надо в полную мощь, насколько нас хватит. Задача-максимум - дойти до Варнавино. Завалов вроде дальше быть уже не должно, но как бы не попасть во льды... Юра идет на реку за водой для чая, и возвращаясь, сообщает, что по реке плывет шуга. Сразу вспоминается прошлогодний пижемский поход в ноябре. Что означает плывущая утром по воде шуга, мы с Шишкиным уже знаем очень хорошо... Но шуги в этот раз совсем мало, и надежда на удачный исход предприятия все еще сохраняется.
Затем традиционная починка весла и поспешные сборы, которые тем не менее снова затянулись, и на воду нашему экипажу удается выйти лишь к десяти часам. Щука стартовала несколько раньше.

Небо ясное, вокруг красота неописуемая, байда летит по искристым струям воды навстречу слепящему солнцу. Завалы наконец-то отступили. Вперед, навстречу скорости! Но ко вчерашнему пейзажу добавился новый элемент - ледовая кромка по берегам, которая с каждым часом становилась все шире, а фарватерная полынья в центре русла - все уже. Воды в байде нет вообще! И вскоре стало понятно почему - мороз такой, что вода мгновенно замерзает. Даже попавшие с весел на одежду брызги не получается сразу смахнуть - они уже примерзшие ледышки! Весла обрастают ледовой рубашкой прямо на глазах, и раз в десять минут приходится их обстукивать о фальшборта, разбивая лед на множество сияющих на солнце осколков. Вскоре начали встречаться и полностью заледенелые плесы с пробитой дорожкой - Щука постаралась, тем самым существенно облегчив нам жизнь. Между тем, льды становятся все толще и толще, вскоре догоняем Щуку, их экипаж занят тем, что пытается пробиться через очередное поле льда, но получается не очень. Мы пытаемся пробить проход с другой стороны, получается не особо лучше - лопасти весел закручиваются трубочкой, и лед долбить не хотят :) В конце концов все же следуем за Щукой - у нее ледоколинг получается все же получше.

Наконец вырвались из ледяных объятий и снова налегли на весла. Мы с Юрой понимаем, что нам осталось в любом случае не более двух часов сплава, но как назло до ближайшей точки выброски - трассы Варнавино-Ветлуга - еще километров 10. Казалось бы, полтора часа сплава по гладкой воде, но пробивания сквозь льды отнимают слишком много времени, которое сегодня играет против нас. На душе неспокойно - с выброской полные непонятки. Перед трассой на карте имеется лишь один населенный пункт - дер. Бродовое, на правом берегу Лапшанги, и дорога от нее нарисована совсем хреновая. Такси из Варнавино сюда всяко не поедут, попуток тоже нет, да и вообще деревня, скорее всего, нежилая. В связи с чем очень хочется любой ценой дойти до трассы!

Но увы, сделать это нам было не суждено, ибо аккурат напротив Бродового начался сплошной непробиваемый лед. Времени второй час, а на антистапель надо встать самое позднее в два, а потому решено пытать счастья и выбрасываться из Бродового. Вытащив байды на берег, мы с Шишкиным отправляемся искать живых людей. Через какое-то время, о счастье, мы увидели на снегу следы от сапог! А еще через какое-то время и следы от колес. Деревня довольно большая, но выглядит абсолютно покинутой. Как потом выяснилось, в ней осталось всего два жилых дома. И минут через 10 поисков нам удалось выйти к одному из них! Навстречу вышел мужичок довольно угрюмого вида, мы изложили ему нашу историю и воззвали к помощи. На наше счастье, у него в гараже оказалась Нива, и он согласился нас на ней отвезти до ближайшей деревни - Поспелихи (находящейся в 6 км). Впрочем, после недолгих уговоров и денежных посулов согласился довезти и до Варнавино, но до Ветлужской - ни в какую. Ну что ж, спасибо и на этом.

Перетаскиваем байды от реки к его двору и начинаем антистапель. Щука была готова ехать уже через полчаса (вообще, в этом походе она многократно демонстрировала свое превосходство перед таймешкой), наш же заледенелый айсберг разбирать пришлось часа три, проводя паковку уже в темноте, с фонариком. Спасибо радушным хозяевам, любезно предоставившим для этих целей пару ведер кипятка, а то бы не знаю, что и делали. Поскольку все вчетвером с лодками и рюкзаками в Ниву мы бы не убрались, решено было отвезти в Варнавино сперва Юру с Леней, а потом уже наш экипаж. Щукинцы благополучно успели таким образом на последний автобус до Ветлужской, а там на последнюю (шахунскую) элку до Нижнего. Наконец все наши баулы загружены в машину и я, осмотрев напоследок двор на предмет забытых вещей, с чувством глубокого удовлетворения спешу занять свое место на заднем сиденьи, но непонятно каким образом цеплясь в темноте штанами за какой-то крюк, и о ужас - в моих достославных водостойких мембранных штанах с громким треском появляется прореха 10х10 см - таким образом, пришлось и мне отдать Лапшанге дань одеждой :) До Варнавино доехали без проблем (но состояние дороги внушало ужас - хорошо, что она была замерзшей, иначе там было бы полнейшее болото), там посчастливилось пересесть на какое-то такси, быстренько домчавшее нас до Ветлужской, когда до кировского экспресса оставалось всего 10 минут. Но в кассе нас огорошили - билетов на нее уже нет. Пришлось заночевать в зале ожидания, пополнив таким образом коллекцию (в которой уже числился Буреполом с прошлогодней Пижмы). Впрочем, зал ожидания оказался очень теплым и уютным, со всеми удобствами, и отсутствием других горемычных пассажиров, а потому ночевка удалась на славу, а утром уехали на первой же элке, и в 8 утра уже были дома. Поход завершился. Всего по Лапшанге прошли 45 километров. Речка красива необычайно, жаль фото- и видео-техника и аккумуляторы на морозе работать быстро отказались, поэтому мало чем порадуем. Но вернемся туда всенепременно, скорее всего, в мае. А пока - БОЛЬШОЕ СПАСИБО всем участвовавшим! И до новых отжигов! :)

Немного фото:
http://www.nn.ru/~finn?MFID=191127
http://www.nn.ru/~gallery231136?MFID=190860
Тема на форуме: www.nn.ru/community/tourism/tourism/?do=read&thread=1950012&topic_id=41634421